Личная свобода

Туризм

В XVI в. аренда церковной десятины, а значит, и ее сбор также оказались в руках феодалов. Секуляризация десятины привела к распространению ее на всех крестьян независимо от исповедуемой религии. Большой тяжестью на крестьян ложились государственные повинности, особенно в периоды войн.

Для уплаты султану хараджа в Трансильвании был установлен специальный налог с крестьянского двора.

Ухудшается правовое положение закрепощенного трансильванского крестьянства.

На страже интересов феодала стоял феодальный суд. С XVI в. крепостной потерял право обжалования его решений.

Социально-юридическое положение крестьян в XVII в. нашло отражение в двух уложениях, действовавших в Трансильвании в то время,-«Approbatae» и «Compilate».

Они законодательно закрепили крепостное право, отменив сроки сыска беглых крестьян. Крепостным запрещалось носить городскую одежду и иметь оружие; феодал мог их подвергнуть наказанию, даже продать и обменять.

Личную свободу продолжала сохранять в XVII в. часть крестьян влашских общин и секейских округов, крестьяне пограничных районов и крепостей, несшие военные повинности и составлявшие корпуса доробанцев.

Продолжали сохранять свои привилегии и саксы. В конце XVI-XVII в. происходили изменения в структуре трансильванского господствующего класса.

Выросло число феодалов за счет венгерских дворян, переселившихся в Тоансильвапию из областей, захваченных Габсбургами и османами и секейской знати.

Стремясь к утверждению своего влияния, они объединялись в партии, вступившие друг с другом в борьбу и поддерживавшие того претендента на княжеский престол, который сулил им большие экономические и политические выгоды. Для укрепления социальной базы центральной власти князья в XVI-XVII вв. увеличивали число мелких и средних дворян путем пожалований дворянства зажиточным крестьянам, гайдукам, которые составляли многочисленный слой (так называемых армалистов).