Господарские академии

Известный молдавский книжник В. Мэзэряну (1710-1790) организовал на базе бывшей начальной школы при Путнянском монастыре духовную академию. В 1803 г. молдавским митрополитом В. Костаке была основана Соколянская духовная семинария. В конце XVIII — начале XIX в. растет интерес к родному языку, который проникает и в систему образования, в том числе и высшего.

Появляются романоязычные учебники, создаются словари.

Во второй половине XVIII в. среди печатных изданий и рукописей продолжает доминировать религиозная литература.

Наиболее распространенными были переводы греческих религиозных сочинений. К концу XVIII в. летописание начинает уступать место стихотворным историческим хроникам и повестям.

Большинство их принадлежит перу анонимных авторов, которые описывали события своего времени и часто выражали протест против османского владычества в княжествах, против феодальной системы угнетения. Среди исторических сочинений конца XVIII — начала XIX в. видное место занимали «Генеалогия Кантакузинов» и «История Валахии» М. Кантакузино, «История оттоманских властителей» Е. Вэкэреску, «Хронограф» Д. Эклезиарха, «История Дакии» Д. Фотино.

В светской литературе преобладала античпая беллетристика в переводах на греческий, французский, итальянский, русский я другие языки как в печатных изданиях, так и в рукописном виде.

Широкое распространение получили русские книги, в большом количестве привозившиеся из России побывавшими здесь представителями прогрессивной общественности княжеств.

Большое значение для проникновения русских книг имела издательская деятельность работавшего в Яссах русского печатника М. Стрельбицкого (1730-1808).

В 1790 г. в походной типографии при главнокомандующем русской армией Г. А. Потемкине увидела свет первая газета на французском языке «Вестник Молдавии».